КрАсная шкатулка

Правила собеседования

Собеседование напоминает экзамен: мы чувствуем себя робкими первокурсниками перед всемогущим профессором. Как обойти психологические ловушки, коварно расставленные интервьюером, и произвести впечатление настоящего профессионала?
Во весь голос

Бренд-менеджер Ксения (24) прошла больше десяти интервью, прежде чем поняла, в чем ее ошибка. «От волнения я говорила слишком громко. Меня заинтересованно слушали, каждый раз обещали перезвонить и – ничего. Пока один заботливый рекрутер не объяснил, что повышенный тон характеризует меня как человека неуверенного в себе, излишне эмоционального либо вовсе невоспитанного», – вспоминает она. Собеседование – напряженная ситуация по определению, поэтому не надо стесняться некоторого волнения в голосе (особенно в начале разговора). Грамотный интервьюер поймет, что это никак не связано с вашей профессиональной компетентностью. Чтобы тревога не переросла в панику, нужно заранее подготовиться к беседе. Собери информацию о компании, отрепетируй перед зеркалом ответы на стандартные вопросы: «Расскажите о себе? Чем вы занимались на предыдущем месте работы? Почему оттуда ушли?» Во время интервью старайся не думать о том, что общаешься с человеком, от которого в каком-то смысле зависит твоя судьба. «Представь, что говоришь со знакомым или коллегой, который хочет побольше о тебе узнать», – советует президент компании Headhunter Юрий Вировец. 
Фото 1 - Правила собеседования

Слово за слово

Специалисту по IT Ирине (27) было чем похвастаться перед новым работодателем: за три года работы в прежней компании ей удалось реализовать массу успешных проектов. Но ее рассказ почему-то не впечатлил потенциального шефа. «Я перечисляла свои достижения: и над этим работала, и вот тем занималась. Но он смотрел на меня с явным неудовольствием», – жалуется девушка. Эйчары открывают тайну: нежелательно употреблять глаголы несовершенного вида. Ведь «делал» еще не означает, что в итоге достиг результата. Говори «сделала», тогда сомнений у собеседника не возникнет», – объясняет менеджер рекрутинговой компании Antal Russia Евгения Ланичкина. Более существенная ошибка, по ее мнению, употребление слов-паразитов. «Банальный, но типичный пример – «как бы». Это выражение моментально сводит на нет все, что кандидат сообщает о своих заслугах. «Вы этим занимались?» – «Как бы, да!» Важно научиться контролировать себя в таких мелочах», – говорит она. Сильно портят впечатление и длинные, путаные предложения. «Ну, я, вы понимаете, разбираюсь в этом, конечно, я проходила стажировку, потом еще год практики, у меня, естественно, есть опыт». Похоже на то, что человек сомневается в своих словах и пытается убедить прежде всего себя. К тому же в громоздкой фразе собеседник запоминает только вступление и финал: если начнешь с ненужной лирики и ею же же закончишь, основной смысл может ускользнуть. Говори короткими четкими фразами. Лучше три небольших предложения, чем одно бесконечное. Иногда, чтобы расположить к себе собеседника, мы пытаемся сделать общение менее формальным. Произносим слова «прикольно» вместо «интересно», «загрузился» вместо «задумался» и так далее. «Жаргонные, но не грубые слова возможны только после того, как интервьюер первым позволил себе нечто подобное, и если этот человек не намного старше тебя, – комментирует психоаналитик Игорь Румянцев. – Иначе тебя могут обвинить в панибратстве». Кроме того, лучше не переходить на ты, даже если тебе это предлагают в начале встречи. Сошлись на то, что тебе это непривычно при первом знакомстве.

Широкий жест

«Поиски новой работы совпали с желанием изменить прическу – избавиться от челки, – рассказывает аудитор Наталья (31). – Отрастающие волосы постоянно лезли в глаза, и я их поправляла. На первых двух собеседованиях ко мне отнеслись прохладно, а на третьем менеджер по подбору персонала рассказала, что когда человек постоянно поправляет прическу, это говорит о том, что он сомневается в своих словах». Жесты легко могут выставить нас на собеседовании в невыгодном свете. Любая, казалось бы, невинная привычка вроде постоянного снимания и надевания кольца на палец может показаться рекрутеру признаком скрываемой нервозности или даже лжи. «Если соискатель, рассказывая о своих достижениях, теребит одежду или крутит в руках какие-то предметы, это говорит о его неуверенности в себе», – подтверждает Евгения Ланичкина. Так что лучше положи руки на стол и не убирай их до окончания беседы. «Если в какой-то момент забудешься, лучше сразу честно признайся: «Понимаете, я так делаю, когда волнуюсь». Такая искренность избавит от повода для подозрений», – советует Игорь Румянцев.
Фото 2 - Правила собеседования

Под прессом стресса

«На собеседовании кадровик делал вид, что не понимает основных профессиональных терминов, просил перевести их на «человеческий» язык. После самого моего длинного и проникновенного монолога сообщил, что случайно задумался, и предложил повторить. Уже на середине беседы я еле сдерживала язвительные замечания, а после встречи долго изливала подруге возмущение. Но место в итоге получила», – рассказывает менеджер по логистике Алена (31). То, что ей пришлось пережить, называется стрессовым интервью, цель которого – проверить, насколько кандидат эмоционально устойчив. Иногда человека нарочно заставляют ждать в начале собеседования. Или в процессе постоянно отвлекаются на телефонные звонки, деловые бумаги, электронную почту. Начала нервничать – тебе минус. Сейчас большинство работодателей отходят от таких жестких методов – велик риск потерять достойного кандидата, который не захочет работать там, где с ним грубо обращались. «Но если ты все же попала на подобное интервью, важно понять, что это – просто игра, – говорит Евгения Ланичкина. – А значит, нужно спокойно реагировать на все раздражающие факторы». Когда тебя заставляют ждать, постарайся не демонстрировать скуку, тяжело вздыхая и опуская голову. Работодатель в любом случае должен видеть заинтересованного кандидата. Не исключено, что рекрутер начнет задавать неожиданные вопросы вроде: «А вам известно, сколько в Москве машин?» Или: «А вы знаете, как спасти вымирающий вид пингвинов?» Если это никак не связано с твоей работой, естественная реакция – растерянность и удивление. «Скорее всего, вас проверяют на креативность, чувство юмора, умение абстрактно мыслить», – объясняет ведущий консультант рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Ирина Паровина. Ответа на свои вопросы интервьюер и сам не знает – ему важно увидеть реакцию. «Я бы не советовала соискателям проявлять излишний скепсис. Любые ответы стоит давать спокойным доброжелательным тоном. Оценочные высказывания не должны быть негативными. Не стоит спорить, отстаивая свою позицию, демонстрировать неприятие каких-то идей, кроме принципиальных мировоззренческих моментов», – продолжает Ирина Паровина. Возможен вариант, когда интервьюер, стремясь ввести тебя в стрессовое состояние, спрашивает нечто некорректное: «Вы уверены, что вам к лицу этот пиджак?» или «Вы изменяете мужу?» «Лучший способ выйти из такой ситуации – не задумываться над изящной формулировкой, а говорить односложно и с широкой улыбкой. Будет уместен даже снисходительный взгляд на собеседника – как на невоспитанного ребенка», – говорит Игорь Румянцев. Если ты вдруг попала на такого рода интервью, помни: здесь важно продемонстрировать свою психологическую устойчивость и чувство собственного достоинства. «В любом случае ты имеешь возможность сказать: «Я бы не хотела отвечать на этот вопрос», – добавляет Юрий Вировец.

  Весь внимание
Финансовый аналитик Евгения (27) осталась довольна собеседованием: интервьюер был заботлив, внимателен и корректен. Девушке удалось подробно рассказать о своих талантах, блеснуть остроумием. Вот только ей не перезвонили. Дело в том, что многие эйчары используют прием так называемого «активного слушания». Задают уточняющие вопросы, что-то переспрашивают, комментируют, но не прерывают, а дают кандидату возможность выговориться. Цель – проверить, умеет ли соискатель говорить строго по делу, может ли вовремя остановиться. «Ответ на любой вопрос интервьюера не должен превышать 1–1,5 минуты. Не нужно максимально детализировать, но не стоит говорить и слишком общими фразами. Предпочтительна, как почти везде, золотая середина», – объясняет Ирина Паровина. Другая похожая проверка – паузы, которые выдерживает в разговоре интервьюер. Ты вроде бы уже закончила, а он молчит, не задавая нового вопроса, ждет, скажешь ли ты что-то еще. «Так проверяют, способен ли кандидат сконцентрироваться на деле. Ведь часто, после того как интервьюер замолчал, соискатель продолжает говорить, думая, что чем больше скажет, тем лучше. Незаметно для себя он соскакивает с темы разговора, переходит на новую – отвлеченную. Если повисла пауза, лучше сохранять молчание, доброжелательно улыбаясь», – рекомендует Евгения Ланичкина.

У кого вопросы

Последнее испытание на собеседовании – возможность задать в конце беседы свои вопросы. Алена (30) претендовала на должность руководителя отдела продаж в крупной компании. «Естественно, меня интересовал рост зарплаты и доплаты за переработки. Старалась сформулировать это максимально корректно, но не смогла найти нужных слов. В итоге спросила только про командировки – как часто они бывают», – переживает она. «Если человек не задает уточняющих вопросов, не пытается выяснить возможные перспективы, значит, он не уверен в своих силах. Боится, что его заподозрят в требовательности и не возьмут, то есть низко оценивает себя как специалиста», – объясняет Игорь Лазарев. Он советует обязательно спрашивать, как часто индексируется зарплата, приняты ли в компании премии, что входит в социальный пакет. Абсолютно нормально, что знающий себе цену профессионал хочет узнать, что конкретно предлагает работодатель в обмен на его услуги. «Конечно, некоторые вопросы бывает трудно задать напрямую. Например, как часто придется перерабатывать, – вдруг это выставит тебя лентяем? – комментирует Игорь Румянцев. – Но можно спросить по-другому: «Во время дедлайнов я могу задерживаться в офисе допоздна или приходить в выходные?» Если тебе скажут: «конечно, здесь все регулярно сидят по ночам», значит, ненормированные трудовые будни тебе гарантированы». Помни, что на собеседовании выбирает не только работодатель, но и кандидат. Позиция «возьмите меня, я согласна на все» уместна разве что для неопытной первокурсницы, пришедшей на практику. Если ты предлагаешь свои знания и опыт, то вправе ожидать комфортные и достойные условия труда. Работодатель – не рабовладелец, и основная цель интервью – понять, сможете ли вы поддерживать партнерские отношения. 
Екатерина Бабкова
Опубликовано: Cosmo on-line
Дата: 18.07.2011 14:44:17

О чём расскажет объявление о вакансии?

Пока рекрутеры осваивают искусство составления идеальных объявлений о вакансиях, соискателям неплохо бы научиться грамотно расшифровывать эти объявления. Это позволит избежать многих ошибок во время поиска работы. Но как понять, что скрывается за гладкими и обтекаемыми фразами?

По данным опросов, примерно 40% соискателей уже в течение первых двух-трёх месяцев работы понимают, что пошли работать «не туда». Проще говоря, реальная компания и реальная позиция оказались совсем иными, чем воображаемая соискателем «картинка». Типичные жалобы соискателя в таком случае – «не рассказали», «не предупредили», «скрыли», «обманули», «обещали совсем другое» и т.п. Не хочется подливать масла в огонь, но виноват в такой ситуации, как правило, сам соискатель. Потому что рынок труда неслучайно называется «рынком». Он требует взрослого подхода – детям на этом рынке делать нечего. Никто кроме вас не позаботится о ваших интересах – если вы не проявляете настойчивость и не задаёте нужных вопросов, то про минусы и «подводные камни» вы можете узнать уже во время работы в компании.

Но много важной информации можно получить ещё до того, как дело дойдёт до собеседования и взаимных расспросов. Для этого нужно научиться внимательно анализировать простую информацию. Вы уверены, что умеете это делать? Давайте посмотрим;)

Сам себе PR-менеджер

PR и маркетинг пронизывают всю современную жизнь, и поиск работы – не исключение. Компании конкурируют друг с другом, стараясь привлечь самых лучших соискателей (а если не самых лучших – то хотя бы побольше, чтобы был выбор). Есть здесь пути «прямые» — предложить более высокую зарплату, и пути «обходные», более тонкие – когда привлекать соискателя «рублём» компания не готова, но... привлекать как-то надо. Поэтому объявление составляется так, чтобы отвлечь внимание соискателя от минусов и привлечь к плюсам компании.

Ну и зачем соискателю обо всём этом знать? Какая разница, как именно компании составляют объявления о вакансиях?! Знать это нужно для того, чтобы во время поиска работы не отвлекаться на сомнительные и неподходящие вам вакансии.

Часто вдумчивый соискатель понимает, что компания и вакансия не так уж и привлекательны для него, уже после первого собеседования – но это время можно было потратить с большей пользой: можно было пообщаться с другими, более перспективными работодателями. Некоторые выясняют, что вакансия не так хороша, лишь официально «оформив отношения» с работодателем.

И лишь самые подготовленные «не покупаются» на красивые слова и в состоянии отсеять неперспективные вакансии уже на уровне объявления, и даже не отправляют туда резюме – либо отправляют исключительно ради выяснения подробностей. Потому что много важной информации можно получить, просто анализируя текст объявления. Но для этого нужно научиться понимать язык работодателя, а многие соискатели «выуживают» из текста о вакансии лишь три момента: название позиции, уровень зарплаты и контакты работодателя.

Итак, что скрывается за стандартным и типичным текстом объявления? Что на самом деле стоит за теми фразами, которые среднестатистический соискатель «пробегает по диагонали», не задумываясь? Начнём по порядку.

Как зовут компанию?

В обычном человеческом общении принято сначала представиться друг другу. Того же требует работодатель и от соискателя. Резюме с прочерком или «ником» вместо фамилии и имени соискателя почти гарантированно попадёт в корзину. Но сами работодатели не всегда следуют этому правилу. Если в объявлении о вакансии компания «полностью представилась» — указала своё полное название и сайт, уже можно считать, что вам повезло. Подробную информацию о самой организации, её истории, размере и особенностях вы сможете найти в Сети. Кадровые агентства обычно не указывают название компании, в которую подбирают персонал, чтобы соискатели не шли туда напрямую, минуя собеседование в кадровом агентстве – потому что рекрутеры получают гонорар только за тех кандидатов, которые пришли в компанию именно через эту рекрутинговую фирму. Как говорится, бизнес и «ничего личного».

Но не спешат писать название компании и многие работодатели. И тогда соискателю приходится ломать голову – кто стоит за фразами «компания – крупный производитель стройматериалов приглашает...» или «Филиал известной международной компании ведёт набор сотрудников...», «Мебельная компания лидерской группы ищет в штат...»

По каким причинам компании так «шифруются»? Первое, что можно заподозрить – имя компании не из тех, которым можно похвастаться на рынке труда. Причины могут быть разные: плохая репутация организации среди соискателей, высокая текучка персонала, тяжёлые условия труда, нестабильная финансовая ситуация в самой компании. Во всех этих случаях работодатели предпочитают не писать своё название в объявлениях о вакансии – чтобы не отпугивать кандидатов уже на первом этапе отбора.

Может ли так случиться, что название не указано «просто так»? Может, но такие ситуации становятся всё реже. Судя по исследованиям рынка труда, отечественные работодатели потихоньку цивилизуются и учатся относиться к соискателю более уважительно (и даже кризис не смог помешать этому тренду). Поэтому ещё одна возможная причина – непонимание работодателем того простого момента, что соискатель также нуждается в реальной информации о компании, как компания – в реальной информации о соискателе.

Поэтому «при прочих равных условиях» предпочтительнее та компания, которая указывает в объявлении о вакансии своё точное название. Откликаться на объявления «безымянных» компаний, конечно, можно. Но постарайтесь как можно скорее выяснить, о какой именно фирме всё-таки идёт речь – чтобы не тратить лишнее время на сомнительные вакансии.

Жили-были компания большая и компания маленькая...

Было бы несправедливо заявлять, что большие компании – это хорошо, а маленькие – плохо. Часто именно в небольших компаниях «более человеческая» и неформальная атмосфера, проще «достучаться» до руководства и можно быстро дорасти до позиции такого уровня (хотя бы по названию), к которой в крупной фирме пришлось бы идти долгие годы. Всё это так. Если бы не одно «но». Часто небольшие компании не могут похвастаться стабильностью, у них маленкий запас прочности. Поэтому даже небольшой просчёт в управлении компанией может напрямую сказаться на сотрудниках – на их зарплате и благополучии.

Именно поэтому многие соискатели, выбирая между компаний маленькой, средней и большой, предпочитают ту, что побольше. Если вы относитесь к их числу, то в объявлении о вакансии вас должны насторожить следующие – на первый взгляд, вполне позитивные – формулировки:

«Молодая динамичная компания приглашает...» — молодая компания редко бывает большой и стабильной. Слово «динамичная», как правило, не несёт никакой реальной информации об особенностях компании – его используют все работодатели. Кому же хочется показаться жёстким, негибким и нединамичным?

«Перспективной компании на рынке (описание рынка) требуются...» Слово «перспективный» в объявлениях чаще всего указывает не на реальные блестящие перспективы компании, а лишь подаёт «в красивой обёртке» ту мысль, что у компании ещё «всё впереди», и пока нет серьёзных достижений.

«Надёжный стартап приглашает в свою команду...» — Чтобы там ни говорили работодатели, стартап всегда означает риск – и для инвестора, и для руководителя, и для работников. Даже если речь идёт о серьёзных и долговременных инвестициях в проект, стабильности работнику это не гарантирует. Бизнес – не таблица умножения, предсказать результат заранее невозможно. Поэтому, если вы не готовы делить риски вместе с проектом, пропустите слово «надёжный» и задержитесь на слове «стартап».

Чем занимается компания?

Казалось бы, здесь всё просто. Мебельная компания занимается мебелью, строительная – строит. Но всё не так просто. Например, мебельная компания может оказаться компанией-производителем, а может быть торговой компанией. При этом мебель бывает домашняя и офисная, дорогая и дешёвая, и материалы, из которых её производят, тоже могут быть разными.

Если вы такой универальный и «внеотраслевой» специалист как, например, бухгалтер или секретарь, это не имеет большого значения. Но уже для менеджера по продажам эта информация может оказаться очень важной.

«Крупная строительная компания» может оказаться фирмой, «с размахом» собирающей дачные домики по всему Московскому региону, а может оказаться компанией, ежегодно возводящей десятки тысяч квадратных метров жилья. Чтобы не тратить время зря, читайте внимательнее требования к соискателю – они помогут понять, чем на самом деле занимается компания, и чего следует ожидать соискателю.

Ещё интереснее выглядят такие объявления:

«Компания – крупный производитель приглашает...» — если в объявлении не указана даже отрасль, это должно насторожить. Варианта интерпретации может быть два. Первый: такой текст появился в результате невнимательности работодателя. Второй вариант – речь идет о сетевом бизнесе, который большинство соискателей предпочитают обходить стороной.

«Известный зарубежный производитель бытовой техники объявляет набор...» Как и в предыдущем случае. Все «известные производители бытовой техники» предпочитают полностью указывать своё название. Если же объявление сформулировано таким образом, то речь вполне может идти о сетевой компании. Если вы не мечтаете с утра до вечера бегать по квартирам и «демонстрировать» пылесосы (например), то относитесь к таким объявлениям критично.

ТК-невидимка

Ещё один интересный момент для анализа – упоминание в объявлении о вакансии Трудового кодекса. Типичные фразы, при виде которых соискатель чаще всего расслабляется: «Оформление строго по ТК», «Полное соблюдение Трудового кодекса», «Гарантии – по ТК», «Соцпакет – по ТК».

Но... В реальности эти фразы обычно касаются лишь «отдельных аспектов» Трудового кодекса. Чаще всего это означает, что работать вы будете по трудовому договору, у работника будет ежегодный оплачиваемый отпуск и больничный (если потребуется). Но полное соблюдение ТК совсем не ограничивается этим джентльменским набором. Однако многие компании не спешат соблюдать другие права работника, предусмотренные Трудовым кодексом, — хотя фразу про «гарантии по ТК» в своих объявлениях используют.

Конечно, лучше работать в компании, которая соблюдает ТК хотя бы частично. Работа по трудовому договору и отпуск, конечно, важны. Но стоит ли рассчитывать на остальные «социальные плюшки» – непонятно. Поэтому, увидев в объявлении о вакансии фразу про соблюдение ТК, не надо считать вопрос исчерпанным – осторожно уточняйте всё, что вас в связи с этим интересует: будет ли компания оплачивать ваш учебный отпуск? Как компания оформляет отношения с работником на время испытательного срока? Есть ли понижение зарплаты на испытательный срок (ТК не предусматривает такого понижения)? Оплачивается ли сверхурочная работа (по ТК она должна оплачиваться в полуторном или двойном размере – в зависимости от ситуации)?

В следующий раз мы поговорим о том, как перевести с языка работодателя на «соискательский» язык те требования, которые компании предъявляют к кандидатам. А пока можно сделать первый вывод: информация о должности и зарплате – лишь малая часть той информации, которую можно (и нужно) извлечь из объявления о вакансии. Чем более взвешенно и критично вы анализируете этот текст, тем понятнее вам будет, нужно ли тратить время на эту вакансию.

Источник «Деловой мир. Работа & зарплата» zarplata.ru

Что делать, если поиск работы затянулся?

Профессиональные рекрутеры часто говорят, что рано или поздно работу находят все. Вопрос лишь в терпении и упорстве. Но как сделать так, чтобы работа нашлась скорее «рано», чем «поздно»? И как быть, если поиск работы всё-таки затянулся?

Профессиональные рекрутеры часто говорят, что рано или поздно работу находят все. Вопрос лишь в терпении и упорстве. Но как сделать так, чтобы работа нашлась скорее «рано», чем «поздно»? Бывает, что поиск затягивается, уверенность и самооценка кандидата постепенно падает, а «света в конце тоннеля» всё не видно. Почему работа ищется, но никак не находится? Это всегда задача со многими неизвестными, и у каждого соискателя будут свои причины. Но есть общий «алгоритм», который позволяет нащупать проблемные места. Итак, идём по порядку.

Совершенствуем резюме

По данным HR-опросов, неудачное резюме «гарантирует» примерно 30-35% отказов соискателю со стороны работодателя. Поэтому часто проблему можно решить, просто улучшив резюме. Этим тем более стоит заняться в том случае, если вас редко приглашают на собеседования – возможно, причина действительно в резюме.

Имеет смысл зайти на профессиональные форумы рекрутеров и HR-специалистов, попросить участников покритиковать резюме. Только непрофессионалу кажется, что все резюме «одинаковые». На самом деле у внешне похожих резюме гораздо больше отличий, чем кажется рядовому соискателю.

Анализируем пройденные собеседования

Если по итогам собеседования вам не предложили вакансию, ради которой вы пришли, и даже не пригласили на следующее собеседование, то вспоминать об этой ситуации не очень хочется. Поэтому многие соискатели предпочитают «забыть» о неудаче, или найти изъян в самой компании или в «неправильном» рекрутере: «не оценили», «не поняли», «эйчар не разбирается в теме», «сами не знают, чего хотят» и т.п.

В реальности все эти ситуации действительно случаются: рекрутер может быть недостаточно профессиональным, работодатели иногда неверно оценивают кандидата, требования к соискателям могут быть весьма расплывчатыми... От таких случаев никто не застрахован. Но если из раза в раз после собеседования вам «не перезванивают», то причину нужно всё-таки искать не в работодателях, а в себе. Конечно, это не очень приятно, и требует самокритичности, но иногда итоговый результат всё-таки важнее психологического комфорта.

Поэтому нужно постараться детально проанализировать своё поведение на собеседованиях, вспомнить, как реагировали собеседники на ваши ответы, фразы, вопросы. Конечно, взглянуть на себя «со стороны» и понять, как нас воспринимают другие люди, непросто. Но результат того стоит.

Есть и другой вариант: в крупных городах проводят специальные тренинги для соискателей. Цель таких занятий – как раз помочь соискателю «попрактиковаться» в прохождении собеседования, дать ему обратную связь, пояснить, как его поведение выглядит со стороны, дать полезные рекомендации. Если занятия действительно проведены грамотно, то потом соискатель чувствует себя более уверенно на собеседовании, избавляется от основных ошибок, и его шансы на успех возрастают.

Обычно такие занятия продолжаются недолго – от одного до нескольких дней. Информацию о тренингах для соискателей можно найти в интернете. Иногда это именно тот случай, когда лучше потратить немного времени и денег, зато потом сэкономить время на поиске работы и суметь договориться с работодателем о более привлекательных условиях.

Пересматриваем зарплатные ожидания

Предположим, само резюме выглядит неплохо. Но отклика всё-таки нет. Возможно, рекрутеры реагировали бы на резюме более позитивно, если бы зарплата, которую требует соискатель, была ниже. Компании, в любом случае, вынуждены ориентироваться на рыночные условия, иначе работодатель просто не сможет найти нужных ему работников. Уверены ли вы, что ваши профессиональные навыки и опыт (по крайней мере, те, что вы описали в вашем резюме) стоят именно столько, сколько вы хотите? Не слишком ли высокую цену вы просите?

Понять это довольно легко: нужно «пройтись» по нескольким «работным» сайтам и проанализировать, какой уровень зарплаты предлагается по вакансиям, в которых требуется примерно такой опыт, как у вас. Проще говоря, вам нужно выяснить, какова на самом деле ваша рыночная стоимость. Иногда она не имеет ничего общего с личными желаниями кандидата. Если у работодателя есть возможность взять на работу специалиста с примерно таким же уровнем квалификации за тридцать тысяч в месяц, что заставит его платить вам за такие же навыки пятьдесят тысяч?

В этом случае нужно умерить свои желания – тогда вы сможете найти работу быстрее. В итоге ваш профессиональный опыт уже будет расти, ваша ценность как специалиста – увеличиваться (кстати, повысить её вы сможете и другими способами, но об этом – ниже). И у вас будут шансы постепенно вы выйти на тот уровень зарплаты, который кажется вам более привлекательным.

Критически оцениваем свои амбиции

Завышенные желания могут касаться не только зарплаты, но и уровня позиции. Это проблема особенно характерна для начинающих руководителей. Например, специалист дорос до позиции руководителя среднего звена и поработал в этой позиции совсем немного времени, потом по каким-то причинам пришлось поменять работу. Для соискателя кажется естественным, что теперь, когда он уже стал руководителем, нужно претендовать на позицию такого же уровня.

Но, с точки зрения работодателя, резюме такого руководителя проигрывает по сравнению с резюме других кандидатов: управленческий опыт был невелик, достижения не впечатляют, компания тоже не отличалась размахом. Что можно сделать в этом случае? Вариантов может быть несколько:

1. Можно претендовать на позицию чуть более низкого уровня, но в крупной компании, на хорошую зарплату и с перспективами роста.

2. Если вы хотите, чтобы новая позиция обязательно была такого же уровня, как и прежняя, даже если опыт работы в этой должности был слишком мал, нужно обратить внимание на не очень большие компании – это позволит «закрепиться» в этой должности, набраться дополнительного опыта. Если делать всё правильно, то потом можно будет перейти в более крупную компанию, на более высокую зарплату. Только не забывайте, что реальные достижения важнее, чем просто «стаж» в должности.

3. Можно сосредоточиться на «продаже» своих достижений и опыта… Продолжение »

Как сделать страницу в «Одноклассниках» помощником в трудоустройстве

 Считаете себя идеальным соискателем, но получаете отказ за отказом? Возможно, от работы вашей мечты вас отделяет всего лишь небольшая ревизия на своих страницах в социальных сетях. Как сделать«Одноклассники» и «Вконтакте» помощником в нелегком процессе трудоустройства, вам помогут советы Superjob.ru.

Кладезь информации
Человек, живущий насыщенной жизнью «ВКонтакте» или Facebook, несколько раз в неделю, а то и ежедневно обновляет статусы, ставит лайки, добавляет новых знакомых, публикует статьи, ссылки и видеоролики. При этом мало кто задумывается, что всё это остаётся в профиле владельца аккаунта. Неудивительно, что на странице в социальной сети можно найти самую разную информацию о её владельце — с кем он общается, где работает, каков круг его интересов, где он провел отпуск и т. д.

Естественно, эта информация доступна всем тем, кому мы интересны. Кредитный инспектор из банка посмотрит фото из дальних поездок, прежде чем подписать документы на ипотечный кредит (такие сведения в дополнение к официальной справке о доходах отлично подтвердят вашу платежеспособность). Бывший муж полюбопытствует, как выглядит ваш новый бойфренд. Коллеги поинтересуются кругом вашего профессионального общения. А рекрутёры оценят всё сразу: и список друзей, и фотографии, и лайки, и посты на стене...

В США недавно даже разгорелся скандал: руководство сети Facebook пригрозило судебными исками к работодателям, которые требуют у соискателей предоставить им пароли от профилей в соцсетях. Правда, если за океаном такая практика довольно распространена, то в России пароли у кандидатов запрашивал пока лишь 1% рекрутёров. Тем не менее hr-менеджеры всё активнее используют социальные сети в профессиональных целях. И если пароль от аккаунта на собеседованиях у нас пока не спрашивают, то просто полюбопытствовать считают своим профессиональным долгом. Если в 2010 году лишь 26% работодателей интересовались аккаунтами кандидатов в соцсетях, то в 2012 году – уже 42%, 11% из которых ищет и проверяет соискателей, 19% - только ищет и 12% - только проверяет. Иными словами, вероятность, что после собеседования с вами hr-менеджер отправится на вашу страничку «Вконтакте», чтобы составить представление о вас как о личности, весьма высока.

Пересматриваем фото
Именно поэтому, если вы ищете работу, советуем вам посмотреть на свой профиль со стороны. Итак, что может скомпрометировать вас и сделать неподходящим кандидатом на работу в хорошей компании?

Прежде всего обратите внимание на фотографии. Стоит ли говорит, что в названии альбомов должна присутствовать исключительно литературная лексика, даже если они и не содержат ничего предосудительного. Пересмотрите и фото: слишком откровенные или фривольные переместите в закрытую папку или вовсе удалите. Насторожить рекрутёра могут и снимки, где соискатель (очевидно пребывающий в некоторой степени опьянения) вдохновенно танцует на столе или позирует с бутылкой горячительного. Так что если ваша цель – работа в офисе приличной компании, советуем вам как минимум закрыть подобные изображения для всеобщего просмотра.

С фотографиями типа «Я и Эйфелева башня», «Я и отель в Италии», которые так любят выкладывать в сеть пользователи, тоже стоит быть осторожным. Казалось бы, что плохого можно сказать о человеке, который путешествует, узнаёт мир и делится впечатлениями с друзьями? Однако взглянем на ситуацию глазами рекрутёра: если девушка, претендующая на позицию секретаря на ресепшен, за последние пару лет посетила десяток стран, значит помимо работы у неё, скорее всего, есть другие источники дохода. Как долго она будет работать за среднюю зарплату секретаря? «Такого кандидата мы не сможем мотивировать», - решит hr-менеджер и выберет соискательницу поскромнее.

Конечно, впадать в паранойю и удалять все более или менее личные фотографии не стоит: социальная сеть создана для общения с друзьями, и рекрутёры это понимают. Никто не осудит вас за семейные фото и приличные снимки с корпоративной вечеринки на предыдущей работе.

Цензура для комментариев
Теперь подвергните цензуре свои статусы, комментарии и прочие текстовые заметки. Что лучше удалить или закрыть для всеобщего просмотра? Критика или насмешки в адрес бывших работодателей, шутки про алкоголь и наркотики, экстремистские высказывания могут отпугнуть рекрутёров. Размещая подобные статусы на своей страничке в социальной сети, трижды подумайте, не перечеркнёт ли невинная шутка вашу карьеру.

Не стоит слишком полагаться на чувство юмора hr-менеджеров, чрезмерно иронизируя по поводу собственных недостатков. «Пойти на работу или поспать? Пойду на работу и посплю!»; «Тяжело делать вид, что работаешь. Работать легче», - читая подобное, рекрутёр, скорее всего, мысленно оценит ваше чувство юмора, но всё же решит не рисковать и предложит работу кому-то другому.

Станьте «сообщником»
Важной для рекрутёра является и информация о том, в каких группах вы состоите. Если вы активный участник профессиональных сообществ, а в списке ваших друзей есть известные в профессиональном мире персоны, это прибавит вам очков при трудоустройстве. Так что не стесняйтесь добавлять во френд-лист коллег, партнёров, клиентов и руководителей.

Кроме того, общение с коллегами в соцсетях само по себе даёт массу возможностей для поиска работы. В профессиональных группах нередко появляется информация о вакансиях, неформально обсуждаются перспективы трудоустройства. Если ищете работу, предоставьте «сообщникам» ссылку на своё резюме на рекрутинговом портале и ваши шансы на успешное трудоустройство возрастут.

Профессиональные соцсети
По данным Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, большинство россиян (72%) пока не является участниками профессиональных социальных сетей типа LinkedIn или E-xecutive.ru. Однако эксперты предрекают быстрый рост количества пользователей таких ресурсов, а рекрутёры уже давно облюбовали их как площадку для поиска топ-менеджеров и специалистов иностранных компаний.

В чём отличие профессиональных социальных сетей от Facebook или «Одноклассников»? Предполагается, что это скорее рабочий, нежели личный ресурс, нечто вроде вашего резюме, только ещё и со списком контактов и дополнительной информацией. Размещая свой профиль, например, на LinkedIn, избегайте любых неформальных фотографий: такова специфика подобных ресурсов. Выберите снимок, сделанный в деловой обстановке, и уделите больше внимания своему резюме.

Следуя этим правилам, вы обезопасите себя от любых подозрений со стороны рекрутёров, сделаете социальные сети вашими друзьями и даже помощниками в поиске отличной работы.

Опубликовано:  Работа и поиск персонала

Создать бесплатный сайт с uCoz