КрАсная шкатулка

Дошкольное воспитание

Задача любого родителя — обеспечить своему ребенку необходимое для будущей социализации воспитание. В будущем то, что родители уже с раннего детства заложат в малыша, определит его положение в социуме, возможность развивать привитые навыки и умения. 

Воспитание — процесс длительный и трудоемкий. И одним из важнейших его этапов является дошкольное воспитание ребенка. В младенческом и раннем возрасте в человеке только формируются те качества, которые в последующем разовьются в человеческие способности и черты характера. В дошкольном возрасте малышу уже важно дать базовое образование, объяснить базовые основы культуры. До того, как ребенок окажется в школьном коллективе, он должен усвоить те модели поведения и общения, которые будут соответствовать и способностям малыша, и общепринятым человеческим правилам жизни. Таким образом, дошкольное воспитание — это тот фундамент, на котором в будущем будет формироваться цельная и полноценная личность.

Дошкольное воспитание включает в себя два элемента. Параллельно с подготовкой ребенка к школе, в нем необходимо воспитать личностные качества, которые помогут ему в дальнейшем развитии. Поэтому надо понимать: даже если вы отдаете ребенка в садик, приоритетное место в его в воспитании все же сохраняется за родителями. Именно родители остаются для малыша непререкаемым авторитетом, который обязан принимать единственно правильные решения.

Отдавать ребенка или нет в садик — решение исключительно за родителями. Главное помнить: к моменту его прихода в школу, малыш должен уметь читать, писать и считать. Иначе процесс дальнейшего образования будет усложнен. 

  Ребенок и детский сад

Если все же родители решили, что ребенок должен ходить в детсад, они должны быть уверены, что в этом заведении малышу будет обеспечено все необходимое для развития. Воспитатели обязаны иметь соответствующую квалификацию, уход за детьми — хорошо организован. В таком возрасте у ребенка еще нет прочных и развитых взаимоотношений со сверстниками. А потому на воспитателя ложиться ответственная задача: научить детей общаться, а в последующем — поддерживать в детском коллективе дружелюбную и живую атмосферу. Родителям главное установить: нравиться ли ребенку посещать детский сад? Какие отношения у него складываются с другими детьми? 

Ребенку в садике должно быть комфортно, а посещение дошкольного заведения не должно для него превращаться в пытку и вызывать регулярные истерики. Да, поначалу, на первых порах знакомства малыша с детсадом, ребенок может капризничать и проситься домой. Это нормальная ситуация, ведь он не привык к «оторванности» от родителей и дома. Ему предлагают совсем новый способ жизни, с которым он не знаком, а потому и пугается. Но после скорой адаптации ребенок привыкает к новому коллективу и распорядку жизни, и капризы прекращаются. Если этого все же не произошло, нужно искать причину. Она может состоять в том, что детский садик не отвечает необходимым для воспитания ребенка требованиям. Или в том, что ребенок не готов пока к длительному общению с другими людьми, и его воспитание можно организовать по-другому. В этом случае будет лучше остановиться на воспитании детей родителями и близкими, пока ребенок не пойдет в школу.

  Ребенок и воспитание в семье

Дошкольное воспитание детей дома — это возможность учета индивидуальности ребенка, его личностных способностей и качеств. При желании родителей, в семье ребенок может получить стопроцентный уход и полноценное образование. 

Но не забывайте, что в любом случае уже с 3-4 лет малыш нуждается в общении с другими детьми. В вашу задачу входит проследить, чтоб у него сложился хороший круг общения со сверстниками, чтоб ребенок приобрел друзей и приятелей. Можно устроить малыша в какую-либо из развивающих секций или кружков. Но при этом не стоит сильно ребенка нагружать: чрезмерное посещение дошкольных развивающих заведений может привести даже к истощению или нервному срыву. Но знайте, что психологи не советуют отдавать детей в такие учреждения раньше 4 лет.

Чтоб всестороннее развитие ребенка было гармоничным, родители ответственны и за физическую культуру малыша. Здоровье, полноценный сон, хорошее физическое самочувствие человеку обеспечивает, в первую очередь, правильное физическое воспитание. А потому родители обязаны уже с детства привить ребенку любовь к спорту и активному образу жизни. Как можно больше прогулок на свежем воздухе, утренняя зарядка или гимнастика, посещение бассейна или стадиона… Любое из этих мероприятий (а еще лучше — все по чуть-чуть) нужно включить в ежедневный распорядок дня ребенка.

Отдаете вы ребенка в садик или не отдаете, в любом случае помните: за дошкольное воспитание ребенка изначально ответственны родители. А потому всесторонне развитие ребенка, формирование основ его личностной культуры — ваша главная задача. И помните: совершенные ошибки в процессе дошкольного воспитания детей в старшем возрасте исправлять будет уже очень трудно.

Специально для malutka.net – Мария Дулина

Зарядка для детей

Если вы хотите растить здорового и крепкого малыша, без зарядки не обойтись, утверждают специалисты. И начинать заниматься с крохой можно уже с 6 месяцев.

Физические упражнения укрепляют детский организм, развивают, тренируют память, воспитывают в ребенке внимание, терпение и выносливость, закаляют. Будь-то двухлетний малыш или школьник, зарядка будет одинаково полезна каждому из них. Главное в этом деле — индивидуальный подход. Подбирайте упражнения с учетом возраста вашего ребенка: ему должно быть не только по силам выполнять их, но еще и интересно. 

  Зарядка-игра

Приступать к выполнению зарядки необходимо только в том случае, если малыш абсолютно здоров и находится в хорошем расположении духа. Любого ребенка следует заинтересовать, особенно это касается малышей. Зарядка должна проходить в форме игры, что в принципе сделать очень просто. Существует множество стишков для проведения таких занятий, которые помогут провести вам время весело и с пользой.

Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег. (приседаем)

И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в 

локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь. (пальчик к губам, шепотом)

Совушка-сова, (машем руками "крылья)

Большая голова ("нарисовали" руками круг)

На пеньке сидит, (присели)

Головой вертит,

Крыльями хлоп-хлоп! (прямыми руками хлопаем по бокам)

Ножками топ-топ!

Хорошим решением будет включить задорную детскую песенку и вместе повторять все движения, о которых в ней поется: прыгает зайчик, едет автобус, тикают часики. Даже не имея детских дисков и не зная ни единого стишка при желании без труда можно выйти из ситуации. Включите любую веселую музыку для фона (телевизор, радио, мобильный телефон) и предложите ребенку сходить на экскурсию в зоопарк. Имитируйте движения всех животных, которых вы там встретите. Покажите, как топает слон, как ходит лошадка или гусь, прыгает зайчик и так далее.

Зарядку для малышей рекомендуется проводить в первой половине дня, когда малыш бодр и весел. Лучше всего — в промежутке между завтраком и обедом, но ни в коем случае не на полный желудок и не непосредственно перед приемом пищи.

И пусть занятие будет длиться всего 10 минут (долго детки не могут задерживать свое внимание на чем-то одном), все равно комнату необходимо преждевременно проветрить, а дите одеть «по-спортивному»: удобная легкая футболочка и шортики, носочки, чешки или кроссовки.

  Зарядка-физкультура

После трех лет детке нужны более серьезные физические нагрузки. Организм становится крепче, малыш выносливее, впору увеличивать длительность и интенсивность занятий, а также задуматься о переходе в новый формат их проведения: утренняя гимнастика. Это уже не столько игра, сколько полноценное физическое занятие. Поэтому к обмундированию следует подойти посерьезней: абсолютно спортивная форма одежды и хотя бы минимальный инвентарь. Добавляйте упражнения с мячом, скакалкой, массажными дорожками для стоп. Конечно, все это можно подключать и гораздо раньше, но теперь ребенок физически и морально готов заниматься ответственно. 

Зарядка для детей должна проходить регулярно, а не от случая к случаю. Только тогда вам удастся добиться оздоровительного эффекта. Утреннюю гимнастику следует проводить натощак, только прополоскав ротовую полость. Идеальным вариантом было бы делать это на свежем воздухе, стоя босиком на траве. Но если такой возможности нет, то комнату заранее следует проветрить в течение 20-30 минут. После утренней гимнастики хорошо бы принять душ с элементами закаливания либо просто растереться полотенцем. 

Комплекс упражнений должен быть подобран таким образом, чтобы работали все группы мышц. Он должен включать упражнения для рук, плечевого сустава, спины, поясницы, ног. В продаже есть множество видео-дисков с упражнениями для детей. Также подобные уроки можно просмотреть в интернете. Или хотя бы вспомнить школьную физкультуру. Зарядка обычно включает наклоны туловища, круговые вращения рук и ног, махи ногами, прыжки, приседания, бег и так далее.

Начинать и заканчивать зарядку необходимо с дыхательной гимнастики. Для разогрева и охлаждения можно делать это, медленно шагая по кругу. 

Следите за ребенком во время проведения занятия и после него. Важно, чтобы маленький спортсмен правильно дышал и верно выполнял каждое движение, изначально занимая правильное исходное положение. Если ребенок почувствовал себя неважно или у него впоследствии разболелась голова — это повод остановить занятие и проконсультироваться с врачом.

Зарядка для детей — это также зарядка и для родителей. Проведенное вместе занятие сблизит между собой членов семьи и принесет неоспоримую пользу и неописуемое удовольствие для каждого из них. 

Специально для malutka.net – Елена Кичак

Раскраски для детей

Раскраски для детей

Раскрашивание как развивающее занятие для детей играет большую роль в формировании многих навыков. Мы воспринимает это занятное времяпрепровождения больше как развитие мелкой моторики, но детские раскраски способны на большее.

  Полезные раскраски для детей

Несомненно, главное предназначение раскраски – тренировка детской руки. Это развитие мелкой моторики, овладение новыми навыками, подготовка к школе и к письму. Но ведь в процессе раскрашивания малыш сам выбирает цвета, комбинирует их между собой на совместимость, проявляет вкус, демонстрирует художественные способности, самовыражается. Это занятие в некоторой степени дисциплинирует ребенка, учит подолгу выполнять монотонную работу, доводить начатое дело до конца, воспитывает усидчивость, аккуратность, самостоятельность (ведь после необходимо сложить все предметы по местам и убрать за собой рабочее место).

Раскраска может стать способом совместного времяпрепровождения – взрослые иногда тоже не прочь пораскрашивать Вини Пухов, вспомнив свое детство. А деткам очень нравиться, когда родители участвуют в их играх и занятиях. 

При помощи раскрасок можно учить с крохой цвета, фигуры, цифры, буквы. Также у старших деток есть раскраски с наклейками, заштриховками, обводилками, дорисовками – каждая по-своему развивает ребенка зависимо от его возраста. Между прочим, раскрашивание здорово успокаивает нервную систему и позволяет отвлечься от тревожных мыслей. Это хороший способ переключить внимание ребенка от проблем или стрессовой ситуации. 

  С чего начинать

Когда ваш малыш научится держать в руке карандаш и кисточку и освоит уроки рисования линий и закарючек, смело приступайте к раскрашиванию. Ориентировочно знакомство с раскрасками происходит после двух лет. 

Первая раскраска ребенка должна иметь 2, максимум 3 детали, причем достаточно габаритные, потому как начинать обучение он будет именно с кисточки. Это может быть грибок (ножка, шляпка), домик (квадратик и крыша), яблоко (плод и листик). Лучше всего ставить возле малыша сразу две баночки с разной краской: одну деталь он разрисовывает одной краской, другую – другой. Конечно, следует объяснить крохе, что нужно делать как, и даже показать. Не ждите, что уже с первых занятий малыш будет рисовать в рамках контура. Обычно, проходит некоторое время, прежде чем маленький художник начнет понимать смысл происходящего и стараться сделать правильно. Но все равно хвалите его и терпеливо высказывайте свои пожелания. Если ребенок не хочет раскрашивать – не настаивайте. Со временем желание появится, главное ненавязчиво предлагайте ему это занятие для развития и развлечений. 

Между прочим, для самых маленьких в продаже есть масса интересных раскрасок. Например, водные раскраски, которые оживают и становятся разноцветными под мокрой кисточкой. Или многоразовые раскраски, которые после работы можно смывать и снова творить новые картины. 

Когда ребенок немного подрастет и освоит раскрашивание кисточкой, ему следует предложить для раскрашивания карандаши и фломастеры. Единого мнения, что должно быть первым, нет. Естественно, фломастерами рисовать значительно легче и интереснее, ведь они намного ярче и мягче карандашей. Однако если начать именно с них, то ребенок может потом вовсе отказаться от карандаша из-за определенной трудности работы с ним. Кроме того, именно зарисовка карандашами лучше всего развивает моторику и подготавливает ручку к письму. Ребенок, разрисовывающий карандашами, меньше будет уставать в школе на уроках и выработает лучший почерк. 

По мере того, как дите будет подрастать, разрисовки также будут меняться. Чем дальше, тем больше будет происходить дифференциация их половой принадлежности. Разнообразие раскрасок для мальчиков и для девочек позволяет удовлетворить вкусы и пожелания любого ребенка.

Раскраски для старших деток отличаются не только своей «взрослой» тематикой, но и размерами и количеством деталей. Теперь юные художники могут аккуратно зарисовать самый маленький элемент. 

Раскрашивание настолько увлекательное занятие, что дети разных возрастов с удовольствием окунаются в него с головой. Заинтересовать и поощрить ребенка можно красивыми наборами для рисования: фломастеров, красок, карандашей. Но обязательно следите за тем, чтобы ребенок с самого начала правильно держал в руке карандаш, следил за осанкой. И обеспечьте ему для занятий правильное рабочее место.  

Специально для malutka.net – Елена Кичак

Скороговорки для развития речи

скороговорки для развития речи

Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.

Правильно поставленная речь очень важна для каждого человека! От того, как вы говорите, зависит порой даже больше, чем от того, что вы говорите. Так давайте учить своих детей правильной речи вместе. Ведь это так забавно и полезно не только малышу, но и вам!

  Что такое скороговорки?

Существует множество различных методик и способов для развития речи ребенка (да и не только). Но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный и занятный, самый доступный из них. Не нужно никаких вложений, кроме нескольких минут вашего совместного с малышом времени. Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.

Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух. 

Одним из первых исследователей народного фольклора, кто заинтересовался этим жанром, был В.И.Даль. Он дает такое определение скороговорки: «частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья». Однако современные логопеды, в отличие от Даля, различают скороговорки и чистоговорки как два разных жанра. Последние, например, не требуют быстрого произношения, но непременно должны произноситься правильно и осознанно:

В поле Поля-Полюшка

Полет поле-полюшко.

Сорняков не будет в поле,

Если полет поле Поля.

  Чем полезны скороговорки?

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали. 

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. 

Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказываемого. Например, «Мама мыла мылом Милу». Ребенок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает. 

Кроме того, это самое настоящее развлечение. От души смеяться над собственными и чужими ошибками в произношении, когда одну, казалось бы, совсем простую фразу из нескольких слов каждый из вас крутит по двадцать раз и никак не выкрутит, - очень весело и полезно! Такую забаву можно устроить где угодно, и для этого не нужно иметь никаких подручных средств. Это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника. 

  Как организовать «учебный» процесс?

Скороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение. Да, логопеды очень успешно применяют скороговорки в процессе исправления косноязычия у детей и взрослых. Этот метод вот уже многие столетия оправдывает себя как нельзя лучше. Но вовсе не обязательно ждать, пока такая потребность возникнет у вашего ребенка. И даже если он не будет нуждаться в проговаривании скороговорок в обязательном порядке (с произношением всех звуков у вас тьфу-тьфу), то все равно такие тренировки будут ему крайне полезны и интересны.

Поэтому начинайте разучивать скороговорки с малышом, как только он научился говорить. Пускай он сначала больше слушает – ему это тоже будет очень нравиться, вот увидите. Только проговаривайте фразы медленно и четко. Потом детка подключится к проговариванию вместе с вами – ведь так трудно удержаться, чтобы не проверить свои возможности. А позже научится без труда произносить заковыристые предложения.

Начинайте с самых простых и легких скороговорок. При этом маленькие детки могут «отхлопывать» каждый слог или слово ладошками или «отстукивать» мячом. Все должно непременно проходить в форме игры, без натиска и нажима, только по доброй воле ребенка и обязательно под ваш совместный громкий хохот. Занятие будет полезным только в том случае, если все участники процесса будут получать от него настоящее удовольствие!

  Как проговаривать скороговорки с ребенком?

Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

Итак, проделывайте все пошагово:

  1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится. 
  2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
  3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
  4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь. 
  5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
  6. И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды. 

  Каждому звуку – своя скороговорка

Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу. Однако развивающие потешки имеют не только национальный оттенок.

Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. Например:

Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны. 

Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.

Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел. 

Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Для звуков [з], [з’]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы. 

Для звука [к]: Около кола колокола.

Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.

Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

Для звука [л]: Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.

Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком 

Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет.

Для звуков [с], [с’]: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня (Н. Егоров). 

Отработка звука [т]: Толком толковать, да без толку расперетолковывать. 

Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице.

Для звука [ч]: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.

Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

В процессе усовершенствования дикции ребенка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми у малыша возникают трудности или проблемы. 

  Самые известные скороговорки

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

Осип охрип, Архип осип.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Кoсаpь кoсил, кoсу носил,

Коси, коса, пока poса.

Роса дoлoй — косец домой.

Коса косит гладко, коса любит лопатку,

Лопатка песoчек, косец — пиpoжочек.

Ехал Гpека через реку,

Видит Гpека — в рeкe рак,

Сунул Гpека руку в pеку,

Рак за руку Гpеку цап.

Сopoк сорок ворoвали горох,

Сopoк ворон отoгнали сорок.

Сopoк орлов напугали вoрон,

Сopoк коров разoгнали орлов.

Вoт так Еpмак — пoсeял мак,

Pасцвел мак. Вoт так Еpмак!

Пoжал мак, смoлoтил мак,

Продал мак — вот так Еpмак!

Pыла свинья, тупopыла, белopыла,

Пoлдвopа рылом из-pыла,

Выpыла, пoдpыла, до нopы не дopыла.

На тo хавpoнье и pыло, чтoбы она pыла.

Кукушка кукушoнку купила капюшoн.

Надел кукушoнoк капюшoн,

Как в капюшoне oн смешoн!

Пoлосатые паласы

Пoлоскала дочка Власа.

Пoлоскала, полоскала –

Пoлосатой речка стала.

Бeлый снег. Бeлый мел.

Бeлый сахар тожe бел.

А вoт белка не бeла.

Бeлой даже нe была.

Карл у Клары украл кораллы, 

А Клара у Карла украла кларнет .

Шел Егор через двор 

Нес топор чинить забор.

Галка села на забор 

Грач завел с ней разговор

Расскажите про покупки 

Про какие про покупки 

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Купили Валерику и Вареньке 

Варежки и валенки.

Юлька-Юленька-юла, 

Юлька юркая была, 

Усидеть на месте Юлька 

Ни минуты не могла.

Специально для malutka.net – Елена Кичак

Как научить ребенка говорить

Как научить ребенка говорить

Детский лепет всегда вызывает положительные эмоции. Особенно – у родителей, но также и у посторонних людей. И так и хочется «лялякающему» малышу что-нибудь, да ответить. Но все это умиляет до поры до времени, и в какой-то момент мама может понять (или услышать из-за спины), что уже давно пришло ребенку время разговаривать, а он кроме слогов ничего не знает. 

Своевременное обращение к логопеду может решить многие, если не все трудности в развитии речи. А своевременное развитие может и вовсе предотвратить появление каких-либо проблем. Несомненно, нужно идти вторым путем. Тем более что именно он столь интересный и захватывающий для самих же родителей, что подарит вам исключительно незабываемые моменты общения с вашим малышом.

  Начинайте с рождения

Конечно, все мы знаем, что ребеночек слышит звуки и узнает родные голоса еще в утробе матери. И общение с ним уже в этот период очень благотворно сказывается на связи между ним и родителями в будущем. И на его развитие в том числе. Но если говорить об общении именно с ребенком, а не с плодом, то и в этом случае ждать нечего – начинайте с рождения.

Младенцы быстро растут и развиваются и, в отличие от животных, особенно активно эти процессы проходят в мозгу. Пусть новорожденный еще не умеет различать цвета и четко видеть лица, но уже прислушивается к звуку, реагирует на него ведением глаз по комнате, как бы ищет источник, взмахивает ручками или же напротив – замирает, вслушиваясь в голос, кажется, всем своим телом. Ему явно нравится слушать, поэтому следует уже с рождения разговаривать с малышом много, но ласково и спокойно. К четырем месяцам пассивный слушатель становится активным оратором: он начинает гулить. Распевание звуков является отличной тренировкой и разработкой артикуляционного аппарата. Ребенок экспериментирует с произношением звуков и их сочетаний, а также пытается выразить с их помощью свои эмоции. Очень важно оценить его старания, не оставлять без внимания эти «выступления». Участвуйте в разговоре, превращая его в диалог. Повторяйте услышанное, переспрашивайте, восторгайтесь – ребенок должен знать, что вы его слышите, понимаете, и вам это нравится. 

Уже сейчас можно начать обучение. Если ребенок с удовольствием распевает песенку «ди-ди-ди», предложите ему изучить новую: «на-на-на».

  Первые уроки 

Очень скоро пение звуков превратится в произношение конкретных слогов. С 6 до 12 месяцев ребенок активно лепечет, начиная с самых простых для него сочетаний: ма-ма-ма, та-та-та, да-да-да, ба-ба-ба. Поначалу они ровным счетом ничего не обозначают, кроме непосредственно речевого развития крохи. Но ближе к году он четко понимает значение и разницу между ма-ма и ба-ба и называет так конкретных людей, то есть маму и бабушку. 

Как только малыш активно залепетал – время проводить первые уроки. Для этого самым лучшим образом подойдет прослушивание сказок. Начинайте с очень коротких фрагментов в несколько минут. Это должна быть простая сказка с чтением и пением. Вы должны понимать, что когда малыш занят игрушкой, он «не слышит». Поэтому подбирайте подходящее для прослушивания время досуга, которое будет одним и тем же изо дня в день. Не удивляйтесь, что поначалу он, возможно, не будет обращать на звучащую сказку никакого внимания. За вторым-третьим разом малыш не просто вслушается в рассказ, но и будет реагировать на услышанное. Правда для этого следует приглашать его к совместному прослушиванию: повторяйте мяуканье или жужжание, звучащее на записи, подпевайте песенку, и тогда ребенок будет участвовать в занятии и очень скоро запомнит весь сюжет сказки. Тогда можно продлевать прослушиваемые фрагменты, задавать ему вопросы: ой, что сейчас будет? кто прискакал? 

В период с 6 месяцев до года очень важно, чтобы ребенок много слушал. Не умаляйте значение простых коротких сказок, общайтесь с ним вне занятий – такими же короткими и простыми предложениями, но несомненно правильно произносимыми. Сюсюканье с детьми недопустимо, если вы хотите, чтобы у них формировалась правильная грамотная речь. Поэтому сразу говорите ребенку «машинка», а не «масынка»; «хороший», а не «халёсий». 

Маленьким деткам очень нравятся короткие стишки и песенки. И даже если ребенок еще не разговаривает, он уже может запомнить стих. Проверьте: рассказывайте ему один и тот же стишок в течение какого-то времени, и однажды «забудьте» правильное окончание строки – малыш тут же отреагирует на ошибку. 

  Комментируйте действия и задавайте вопросы

После года словарный запас маленького говоруна будет стремительно расти. В этот период он активно пытается подражать всем словам и звукам, которые слышит. Задание родителей – комментировать. Сопровождайте словами все, что вы с ребенком видите и делаете. И старайтесь, чтобы эти предложения были максимально короткими и понятными, однако выражали причинн

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок

Безусловно, любой родитель будет только рад, если его малыш активен и жизнерадостен, постоянно норовит узнать и познакомится наочно с окружающей его жизнью, коммуникабелен и не стеснителен. Активный ребенок – это здоровый ребенок: если он смеется и плачет адекватно ситуации, в азарте бегает со сверстниками и свободно идет на контакт со взрослыми, значит, развитие его идет своим чередом. Вот только в последние годы специалисты все чаще про многих детей, имеющих такие особенности, говорят как про гиперактивных. И относят гиперактивность к патологиям, при этом объяснить причину ее появления однозначно не могут. 

Вышеперечисленные признаки – общие и для активного, и для гиперактивного ребенка. Но при этом гиперактивный малыш имеет еще целый ряд характеристик, в общем которые часто определяют одним словом: «живчик». Гиперактивный ребенок, помимо того, что непоседа и неутомимый исследователь, еще и постоянно куда-то торопится, быстро говорит, все трогает, хватает и дергает руками. У таких деток часто совершенно неустойчивое настроение: только что он заливался хохотом, а вот уже плачет и капризничает. Свойственна гиперактивным детям и агрессия – их нередко можно наблюдать в центре кутерьмы, свалки, драки. При этом они невнимателны и неуклюжи, рассеяны. Причем даже если малыш уже утомлен, симптомы эти никуда не деваются – даже будучи переутомленным, к вечеру гиперактивный ребенок все также куда-то спешит, а, задав вопрос, забывает выслушать ответ и устремляется на новые поиски чего-то неизведанного. Отдыхает же малыш только ночью – во время сна, да и то спит беспокойно, ворочаясь. Про дневной же сон и речи быть не может: таких детей уложить отдохнуть днем практически не возможно.

Гиперактивность, как правило, проявляется у ребенка уже в раннем детстве: такие детки уже с рождения плохо спят, отказываясь от дневного сна; кушают по собственному усмотрению и капризничают. Но, выявив синдром двигательной гиперактивности (СДВГ – именно такой диагноз ставят медики гиперактивным детям) уже в раннем возрасте, у родителей есть все шансы скорректировать поведение и состояние ребенка до того момента, как он отправиться в школу. Конечно, придется приложить для этого немало усилий и научиться контролировать не только малыша, но и себя, и все же сделать это придется. Дело в том, что не устраненный синдром гиперактивности ребенку в учебе очень даже может помешать. Гиперактивные дети, помимо того, что неусидчивы, еще и невнимательны, они быстро теряют интерес к учебе, они рассеяны и не умеют концентрироваться. Нередко в силу своей специфики гиперактивные дети становятся еще более агрессивными, появляются проблемы в школе, возможно попадание в «нехорошую компанию». Но предотвратить все эти риски родителям очень даже под силу – после консультации у специалистов: сначала у педагогов и психологов, затем – у невропатолога. Следует всегда помнить – диагноз СДВГ под силу поставить только специалистам, при помощи специальной диагностики. 

Каков механизм формирования синдрома гиперактивности, точно не может сказать никто. Существуют три точки зрения по этому поводу: считается, что гиперактивность ребенка может быть обусловлена генетически или же стать последствием социально-психологической обстановки, в которой растет малыш. Но наиболее распространенное мнение на счет гиперактивности детей гласит: такое состояние характерно ребенку, процесс рождения которого протекал не совсем «гладко», с родовыми травмами. Чем бы ни была обусловлена гиперактивность ребенка, ее необходимо корректировать и как можно скорей помочь малышу максимально научится контролировать свои действия, эмоции и порывы.

В первую очередь, ни в коем случае гиперактивного ребенка нельзя ругать: не его вина, что ему свойственно это состояние. Общаться с таким ребенком необходимо мягко и спокойно, без излишнего проявления эмоций, от которых гиперактивный ребенок еще больше «заводится». Также для таких детей очень важна похвала, особенно, если они доводят до конца начатое дело: гиперактивный ребенок часто не заканчивает то, что начинает делать, ведь очень быстро теряет к этому интерес.

Необычайно важен для детей с синдромом двигательной гиперактивности четкий режим дня: гиперактивного ребенка нужно с младенчества приучать принимать пищу, спать, гулять в определенное время. При этом на прогулке большое количество времени следует уделять как раз активным играм, ведь гиперактивный малыш очень неусидчив, и подвижные или даже спортивные игры помогут «пережечь» лишнюю энергию. Некоторые психологи советуют даже разрешать детям агрессивные игры, чтобы дать волю негативным эмоциям. Разрешая ребенку такие игры, следует обязательно ему объяснить: если очень хочется ударить, то бить можно по земле, например, а ни в коем случае не по живым существам. Хочется кидаться камнями? Кидайся – но только там, где нет людей.

Уделить внимание придется и питанию малыша: меньше вредной пищи, то есть жареного, соленого, острого, копченого, больше – полезного: тушеного и вареного, фруктов и овощей, молочных и кисломолочных продуктов. Очень важно также проследить, чтобы в рационе питания гиперактивного ребенка присутствовало достаточное количество витаминов и микроэлементов. И еще: не стоит заставлять малыша кушать, если он на данный момент этого не хочет. 

Нередко уже невропатолог назначает гиперактивным детям курс лекарств – рекомендациями специалиста пренебрегать не следует, более того, их необходимо строго придерживаться. Не лишним будет освоение техник расслабляющего массажа, такой массаж можно проводить регулярно. А успокоить гиперактивного ребенка перед сном и облегчить ему процесс засыпания может теплая ванна с отварами трав – валерианы, мелиссы, мяты. 

Быть родителями гиперактивного ребенка действительно нелегко: такие дети требуют повышенного внимания, особого подхода, за ними нужен, как говориться, глаз да глаз. Но следует помнить: гиперактивность – не болезнь, это состояние поддается коррекции. А гиперактивный ребенок – такой же малыш, как и все остальные, просто отличающийся переизбытком энергии. Занимаясь с малышом и играя с ним, родители не только помогают ребенку справится с повышенной возбужденностью, но и сближаются, узнают его лучше. А кроме того, по утверждениям педагогов и психологов, уже к подростковому возрасту, а нередко и раньше, гиперактивность у ребенка проходит. Поэтому задание родителей гиперактивного малыша – это облегчить ему жизнь, «сняв» с него переизбыток эмоций, не допустить развитие у него каких-либо комплексов и помочь адаптироваться в обществе.

Специально для malutka.net – Татьяна Аргамакова

Создать бесплатный сайт с uCoz